Воскресенье
20.07.2025
16:16
Форма входа
Мини-чат
Наш опрос
Какой самолёт предпочитаете?
1. Ла5-ФН
2. Bf109-G2
3. Нет такого из перечисленных
4. FW190-A6
5. Bf109-F4
6. И16
7. Миг-3У
8. Ил-2
9. FW190-A4
10. Як-9
11. He111
12. Ju87
13. Ju88
14. Як-1Б
15. Пе-2
Всего ответов: 119
Друзья сайта
  • Тимспик
  • Уголок неба
  • Авиация Второй мировой
  • Сквад RUS
  • Vasek76.dyndns.org
  • Статистика

    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    История
    RUS_CAMAPAДата: Четверг, 10.09.2009, 08:41 | Сообщение # 1
    Сержант
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 28
    Репутация: 2
    Статус: Offline
    Награждение в ВВС ...

    Приказ Hародного Комиссара Обороны СССР.
    19 августа 1941 года. г.Москва

    N.0299
    Содержание:
    "О порядке награждения летного состава ВВС РККА за хорошую боевую работу и о мерах борьбы со скрытым дезертирством среди военных летчиков."

    Для поощрения боевой работы летного состава ВВС РККА,отличившихся при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с гермaнским фашизмом ПРИКАЗЫВАЮ -
    Ввести порядок награждения летчиков за хорошую боевую работу,а командирам и комиссарам авиадивизий представлять личный состав к награде в соответствии с приказом:

    I. А. В истребительной авиации.

    1. Установить денежную награду летчикам-истpебителям за каждый сбитый самолет противника в воздушном бою в размере 1000 рублей.
    2. Кроме денежной награды летчик-истpебитель представляется:
    за 3 сбитых самолета противника - к правительственной награде,
    за следующие 3 сбитых самолета противника - ко второй правительственной награде,
    за 10 сбитых самолета противника - к высшей награде - званию Героя Советского Союза.
    3. За успешные штурмовые действия по войскам противника летчики премируются и представляются к правительственной награде:
    за выполнение 5 боевых вылетов на уничтожение войск противника летчик-ист- pебитель получает денежную награду 1500 рублей,
    за выполнение 15 боевых вылетов летчик-истpебитель представляется к правительственной награде и получает денежную награду 2000 рублей,
    за выполнение 25 боевых вылетов летчик-истpебитель представляется ко второй правительственной награде и получает денежную награду 3000 рублей, за выполнение 40 боевых вылетов летчик-истpебитель представляется к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза и получает денежную награду 5000 рублей.
    Во всех случаях результаты и эффективность выполнения штурмовых действий должны быть подтвердены командирами наземных частей или разведкой.
    4. За уничтожение самолетов противника на аэродромах летчики-истpебители премируются и представляются к правительственной награде:
    за успешное выполнение 4 боевых вылетов на уничтожение самолетов противника на его аэродромах летчик-истребитель получает денежную награду 1500 рублей,
    за успешное выполнение 10 боевых вылетов днем или 5 вылетов ночью летчик- истpебитель представляется к правительственной награде и получает денежную награду 2000 рублей,
    за успешное выполнение 20 боевых вылетов днем или 10 вылетов ночью летчик- истpебитель представляется ко второй правительственной награде и получает денежную награду 3000 рублей,
    за успешное выполнение 35 боевых вылетов днем или 20 вылетов ночью летчик- истpебитель представляется к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза и получает денежную денежную награду 5000 рублей,
    Результаты боевых действий по аэродромам противника болжны быть подтверждены фотографированием или разведывательными данными.
    Летчики,применившие в воздушном бою таран самолета противника, также представляются к правительственной награде.
    Количество сбитых самолетов противника устанавливается в каждом отдельном случае показаниями летчика-истpебителя на месте, где упал сбитый самолет противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолета противника командованием полка.

    Б. В ближне-бомбаpдиpовочной и штурмовой авиации.

    1. За успешное выполнение 10 боевых заданий днем или 5 боевых заданий ночью по разрушению и уничтожению обьектов противника каждое лицо из состава экипажа представляется к правительственной награде и получает денежную награду 1000 рублей,
    за успешное выполнение 20 боевых заданий днем или 10 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется к правительственной награде и получает денежную награду 2000 рублей,
    за успешное выполнение 30 боевых заданий днем или 20 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза и получает денежную награду в размере 3000 рублей каждый.
    Во всех случаях качество выполнения боевых заданий и их эффективность должны быть обязательно подтверждены фотоснимками в момент бомбометания или спустя 3-4 часа и разведывательными данными.
    2. Hезависимо от количества выполненных боевых заданий летчик, штурман или стрелок-радист, лично сбивший:
    1 самолет противника - получает денежную награду 1000 рублей,
    2 самолета противника - представляется к правительственной награде и получает денежную награду 1500 рублей,
    5 самолетов противника - представляется ко второй правительственной награде и получает 2000 рублей,
    8 самолетов противника - представляется к званию Героя Советского Союза и получает денежную денежную награду 5000 рублей.

    В. В дальне-бомбаpдиpовочной и тяжело-бомбаpдиpовочной авиации.

    1. За бомбардировки обьектов противника промышленного и оборонного значения экипажи ДБ и ТБ авиации подлежат награждению:
    за каждую успешную бомбардировку лица из состава экипажа получают денежную награду в размере 500 рублей каждый,
    за 5 успешных бомбардировок, кроме денежной награды, лица из состава экипажей самолетов представляются к правительственной награде,
    за 8 успешных бомбардировок, кроме денежной награды, лица из состава экипажей самолетов представляются ко второй правительственной награде,
    за 12 успешных бомбардировок, кроме денежной награды, лица из состава экипажей самолетов представляются к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза.
    2. За успешные действия в ближнем тылу противника экипажи ДБ и ТБ авиации получают денежные награды и предствляются к правительственным наградам таким же порядком, как и экипажи ближне-бомбаpдиpовочной авиации.
    3. При действиях по политическому центру (столице) противника:
    за каждую успешную бомбардировку каждое лицо из состава экипажа получает денежную награду в размере 2000 рублей,
    за 3 успешные бомбардировки каждое лицо из состава экипажа представляется к правительственной награде,
    за 5 успешных бомбардировок каждое лицо из состава экипажа представляется ко второй правительственной награде,
    за 10 успешных бомбардировок каждое лицо из состава экипажа представляется к званию Героя Советского Союза.

    Г. В ближне- и дальне-разведывательной авиации.

    1. За успешное выполнение заданий по разведке противника:
    за успешное выполнение 10 боевых заданий днем или 5 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется к правительственной награде и получает денежную награду 1000 рублей,
    за успешное выполнение 20 боевых заданий днем или 10 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется ко второй правительственной награде и получает 2000 рублей,
    за 40 боевых заданий днем или 15 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется к званию Героя Советского Союза и получает 3000 рублей.
    Во всех случаях данные по разведке должны быть подтверждены фотоснимками или показаниями других экипажей, вылеташих для уничтожения обьектов противника или уточнения разведывательных данных предыдущих экипажей.

    II. Порядок награждения частей ВВС РККА и их командиров.

    Представление к награждению орденами Союза ССР лучших авиационных полков и отдельных эскадрилий производится командующим ВВС фронтов исходя из результатов боевой работы при наименьших потерях людей и матчасти.
    Командиры и комиссары авиаполков и эскадрилий представляются к правительственным наградам:

    А. В истребительной авиации.

    Командир и комиссар эскадрильи, уничтожившей в воздушных боях не менее 15 самолетов противника и потерявшей при этом не более 3 своих самолетов, представляются к ордену Ленина.
    Командир и комиссар полка, уничтожившего в воздушных боях не менее 30 самолетов противника и потерявшего при этом не более 5 своих самолетов, представляются к ордену Ленина.

    Б. В ближне-бомбаpдиpовочной и штурмовой авиации.

    Командир и комиссар эскадрильи, выполнившей не менее 100 успешных самолето- вылетов при потере не более 3 своих самолетов, представляются к правительствен- ной награде.
    Командир и комиссар полка, выполнившего не менее 250 боевых самолето-вылетов при потере не более 6 своих самолетов,представляются к ордену Ленина.

    В. В дальне-бомбаpдиpовочной и тяжело-бомбаpдиpовочной авиации.

    Командир и комиссар эскадрильи, выполнившей не менее 50 успешных самолето- вылетов на бомбардирование обьектов противника при потере не более 2 своих самолетов, представляются к ордену Ленина.
    Командир и комиссар полка,выполнившего не менее 150 боевых самолето-вылетов при потере не более 5 своих самолетов, представляются к ордену Ленина.

    Г. В разведывательной авиации.

    Командир и комиссар эскадрильи, выполнившей не менее 100 полетов на разведку в ближнеразведывательной и не менее 50 полетов в дальнеразведывательной авиации при потере не более 3 своих самолетов, представляются к ордену Ленина.

    III. Поощрение за сбережение матчасти и безаварийность.

    Летный и технический состав, независимо от характера выполняемой работы, подлежит премированию денежной наградой за сбережение матчасти и полеты без поломок и аварий:

    летчики, независимо от стажа и командной категории, за каждые 100 полетов, кроме полетов по кругу, без всяких летных происшествий - получают награду 5000 рублей,
    потеря летчиком ориентировки при выполнении полета исключает возможность получения денежной награды,
    технический состав, обслуживающий самолеты, получает денежную награду в размере 3000 рублей, при условии безотказной работы матчасти и при отсутствии невыходов ее в полет за каждые 100 вылетов,
    руководящий инженерный состав получает 25% денежной награды от общей суммы премирования технического состава части,
    за быстрый и качественный восстановительный ремонт самолетов личный состав ПАРМ премировать денежной наградой в 500 рублей за каждый восстановленный самолет,
    за восстановление свыше 50 самолетов помимо денежной награды личный состав ПАРМов представляется командованием дивизии к правительственной награде

    IV. Меры борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков.

    Командирирам и комиссарам авиадивизий все случаи вынужденных посадок с убранным шасси и другие летные происшествия, выводящие матчасть самолетов из строя, тщательно расследовать.
    Виновников, совершивших посадки с убранным шасси или допустивших другие действия, выводящие матчасть из строя, без уважительных причин - рассматривать как дезертиров и предавать суду военного трибунала.

    Приказ ввести в действие с 20 августа с.г.,передать в части ВВС по телеграфу и прочесть всему личному составу.

    Hародный Комиссар Обороны СССР И. Сталин



    ТОЛЬКО В ПОЛЁТЕ ЖИВУТ САМОЛЁТЫ
     
    RUS_CAMAPAДата: Четверг, 10.09.2009, 08:45 | Сообщение # 2
    Сержант
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 28
    Репутация: 2
    Статус: Offline
    Вернер Мельдерс:

    "Харикейн" - это летающая баржа с убирающимися шасси. ...хорошо летает, устойчив на вираже, но по своим боевым характеристикам безнадежно утупает нашим Bf 109 - руль направления ходит тяжело, самолет вяло слушается элеронов. Взлет и посадка на "Харрикейне - детская забава. "Спитфайр" - истребитель более высокого класса. Он хорошо слушается руля, легок, маневренен и практически не уступает в летных характеристиках нашим Bf 109. Однако вести воздушный бой на "Спитфайре" сущее мучение.
    При резком переходе в пикирование двигатель на несколько секунд остается без топлива. Винт самолета имеет два фиксированных шага (взлетный и рабочий), поэтому бой с постоянным маневрированием по вертикали не позволяет двигателю "Спитфайра" развить полную мощность."



    ТОЛЬКО В ПОЛЁТЕ ЖИВУТ САМОЛЁТЫ
     
    RUS_CAMAPAДата: Четверг, 10.09.2009, 08:49 | Сообщение # 3
    Сержант
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 28
    Репутация: 2
    Статус: Offline
    Интервью с Героем Советского Союза
    М.Я.Романовым

    А.Я. - А трудно было покинуть самолет, как считаете?
    М.Р. - На Русском перевале мне хвост обрубили. Второй парашютный мой прыжок был.
    А.Я. - Первый был в училище?
    М.Р. - Первый был не в училище, а в Энгельской летной школе, около Саратовского моста. (Возвращаясь к вопросу) – когда самолет начинает вращаться в штопоре, возникают центробежные силы, в результате которых оторваться от сиденья трудно. Начинаешь вставать, а тебя опять сажает эта сила. Так вот, я как выскочил-то – фонарь откинул назад, он застопорился (защелка пружинная), если не застопоришь, он может скользнуть вперед и отрубить тебе голову. Рассуждать некогда, самолет-то уже падает без хвоста. Тогда я сообразил – взялся сразу за кольцо парашюта, чтобы не потом, можно растеряться. Вот так наклонился (показывает), перевалился через правый борт кабины и ногами от левого борта оттолкнулся в сторону вращения самолета (этому тоже нас учили – если придется когда прыгать в штопоре, обязательно прыгайте в сторону вращения, а не в обратную, иначе вас зарубит винтом).
    А.Я. - Плоский штопор был?
    М.Р. - Плоский.
    А.Я. - А методом срыва?
    М.Р. - Не-е-ет. Это тогда – все, парашют распустится, замотается за что-нибудь, полетишь вместе с самолетом и убьешься. Не-е-ет. Я выдернул кольцо, когда почувствовал себя в воздухе, а до этого стукнулся об броню и временно потерял сознание. От холодной струи воздуха пришел в себя, оставалось метров 100-150 до вершины сопки (А.Я. – горы, дело было в Карпатах). Лесная гора высотой тысячу метров, парашют распустился и еще несколько секунд я опускался. На вершине горы луговая полянка, в самый центр этой полянки я и приземлился. А дальше – обрывы, страшная крутизна, 70-80 градусов крутизна. Под горой дорога, и по этой дороге поток техники, автомашины, солдаты, артиллерия, танки шли. Оттуда, из-под горы, шли два пехотинца с лошадью в поводу, а я-то не знал, кто они, может на немецкой территории, потому что рядом мы «работали». Ну и думал – кто там, немцы – не немцы, далеко, не видно. Парашют собрал, в кусты отнес, и сам в кусты. Из кустов наблюдаю, – кто идет. Потом на шапки посмотрел – звездочки. Вылез из кустов, поздоровались и стали искать самолет. Нашли его метрах в 50-ти от места моего приземления. Самолет так упал, что повалил несколько деревьев на краю обрыва. А обрыв почти отвесный, на что уж мотор защищен броней, обломился и повис, доска приборная ушла назад и с задней бронированной стенкой почти соприкасалась. Какой была бы моя участь? А Карп (А.Я. – Карп Краснопеев – стрелок, смотри книгу) видимо попытался выполнить мою команду «прыгай». Фонарь открытый, три пальца у него отрублено, наган у него (у меня пистолет, а у него наган) вот так согнулся (показывает, сгибая ладонь), такой удар был сильный от падения. Карпа положили на лошадь, спустили вниз... Около дороги вырыли могилку и похоронили его... Отделение солдат построили, салют дали. Эхо салюта разнеслось по Карпатским горам. И только сейчас я заметил кровь на груди моей шинели. Кровь пролилась из раны на переносице. Меня отправили на машине виллис в Цисну, авиационный пункт управления, который направлял нас на цель, километров 8. Моё состояние было тяжелое … чумное. У них я заночевал, а на другой день отправили в штаб армии. А из штаба армии – домой. В Перемышле мы стояли. Вот так…
    А.Я. – То есть, Вы сменили два самолета, получается? Или три?
    М.Р. Больше, наверное. Первый самолет, на котором прилетел на 1-й Украинский фронт, мне покалечил 30 марта над Каменец-Подольсеом Ме-109. В этот период события развивались так… Авангард полка сел раньше на полевой прифронтовой аэродром Бузова. Их самолеты увязли в грязи весенней распутицы. А мы сели 12 марта на сухой песчаный аэродром Чижевка, под Новоград-Волынском.
    По принципу «В бой идут одни старики» старые летчики забрали наши самолеты и летали на боевые задания. А нас посадили на грузовую машину и повезли на аэродром Судилков, восточнее Шепетовки. Вот там уже фронт увидели – из заполненной водой воронки у обочины дороги торчали ноги убитого немецкого солдата. На плотине через овраг стоял подбитый танк, в бок ему дали, танкисты убитые. Бой был дня 2-3 назад. Заночевали здесь в штабе, а потом опять поехали на грузовой автомашине дальше. Дорога от Шепетовки в Старый Константинов была сильно разбита. По бокам дороги лежали вверх тормашки машины, орудия, немецкая техника. Это результат работы наших штурмовиков.
    Из окружения немцы прорываться стали на Каменецк-Подольск, танки пустили на прорыв. Нашу группу в составе 6-ти самолетов повел лейтенант Мокин. Я был в этой группе, делая пятый боевой вылет. И там первый мой самолет раскрошили. 8 снарядных попаданий. Было видно, как пролетали огненные змеи слева и справа. А это как раз из пушек Мессершмита снаряды летели. Правда, мой воздушный стрелок Карп Краснопеев сбил этого немца. А нам в киль попал один снаряд, в правую и левую плоскости, где патроны, попало несколько снарядов. Оба колеса, трубки прибора скорости и выпуска шасси перебило. В винт попало, самолет начало трясти. В общем, я еле-еле прилетел оттуда. Мы в этот раз летали без истребителей прикрытия. И этот самолет отправили на ремонт в ПАРМ. Куда он делся потом, я не знаю. Это первый, значит, был самолет.
    Второй самолет я потерял15 июля, во время Львовской операции. Снаряд бронебойный попал в правую щечку бронестекла, пролетел в сантиметре над головой, пробил верхнюю бронь фонаря и ушел навылет. А у меня осколки в лице и кровь на гимнастерке. Несколько снарядов попало в обе плоскости. Сел я на первом попавшем аэродроме - в Турголице. Садился очень трудно. Вот так был потерян второй самолет.
    А.Я. – А снаряд был зенитный или?
    М.Р. – Эрликоновский. 20 миллиметровый. У них осколочный перемежался с бронебойными, бронебойный – осколочный. Вот мне повезло, что этот бронебойный снаряд прошел мимо головы. Если бы в голову – все, мы бы с тобой не сидели здесь и не беседовали. Это мне везло. Поэтому у меня есть рассказ – «Везучий» называется (А.Я. – смотри интернет-страничку Михаила Яковлевича).
    А.Я. – А эрликоны…
    М.Р. – Четырехспарка.
    Третий самолет - в Карпатах (А.Я. – смотри выше)…
    Четвертый самолет я потерял 5 мая 1945 года, в самом конце войны. Два осколочных 50-ти мм снаряда попали в мой самолет. Один попал в «брюхо» самолета, под самое мое сиденье, где расположен бензобак. А второй снаряд попал в винт, оторвал кусок лопасти 20 см. Хоть до своего аэродрома я долетел, но самолет восстановлению не подлежал.
    А.Я. – А 88-ми мм не встречались?
    М.Р. – 88-ми по нам редко стреляли, они чурками стреляли какими-то, если попадет в самолет – самолет разваливается. По-моему Володе Мокину, нашему командиру эскадрильи, 15 числа, когда я в Турголицае сел, его сбили. Ему в хвост попали, хвост отлетел сразу, и он в отвесное пике – и в болото. Метра на три ушли туда вместе со стрелком, с Валей Щегорцовой… Вытащили их потом... Трактором вытаскивали…
    А.Я. – А у двигателя ресурс, какой был?
    М.Р. – 50 часов у мотора был ресурс. АМ-38Ф Микулина. 1850 лошадиных сил.
    А.Я. – В полку, эскадрильи самолеты как-нибудь раскрашивали?
    М.Р. – У нас этим не увлекались. Ни звездочки не рисовали, никаких тигров не рисовали, ни стрел. В других дивизиях – да. У нас этого не было.
    А.Я. – А зимой в белый цвет?
    М.Р. – Зимой – белый. Как раз, когда из Добрынихе вылетали 16 января 44-го года, все самолеты были выкрашены в белый цвет.
    А.Я. – Краска смывалась или перекрашивали потом?
    М.Р. – Заново не перекрашивали. Белую краску чем-то отмывали. Потому что когда мы прилетели на Украину, там же снега уже не было, там белый цвет уже демаскировал бы наши самолеты, поэтому там нужен камуфляж зеленый.
    А.Я. – Камуфляж был двух- или трехцветный?
    М.Р. - Зеленый и черный, полосами. Под местность, чтобы если сверху посмотришь – и не видно самолет. А снизу посмотришь на самолет – он голубой, «под небо».
    А.Я. – Зимой самолеты на лыжи ставили?
    М.Р. - Нет, катками полосу укатывали.
    А.Я. – Вы говорили, что летали на пушечном варианте?
    М.Р. – Вся дивизия летала, три полка по 45 самолетов. Все самолеты были вооружены пушками ОКБ-16. Подвешивались под плоскости, каждая пушка весила около 150-160 кг. Конструктор – Нудельман. Он изобрел подвески, а сами пушки – кто-то другой, сейчас не помню.
    А.Я. – Они ставились вместо ВЯ или вдобавок?
    М.Р. – Нет, они "вместо" ставились. Два ШКАСа вперед и две пушки ОКБ, а назад – УБТ.
    А.Я. – До конца войны летали на таких самолетах? Есть мнение, что поскольку самолет с НС-37 не очень себя зарекомендовали…
    М.Р. – (недослушав) Неправильно. Эти пушки были очень хорошие, удобные и очень ЭФФЕКТИВНЫЕ (произносит с ударением).
    А.Я. – При стрельбе самолет разворачивало?
    М.Р. – Нет, нет. Чем были они хороши – по танкам, по машинам, по артиллерии в капонирах. Как на пикировании наведешь, допустим, на танк, нажмешь коротко - выстрел один или два. У них трассирующие обычно еще были – видно, куда снаряд летит. От самолета до самой цели видно, и куда попал. Видно – ага, перелет, чуть-чуть добавил уголок, следующие снаряды летят точно в цель. Если осколочный снаряд попадал в машину, то он делал разрыв метр в диаметре. Машина сразу горит. Если попадал в танк бронебойным снарядом – танк загорался. Дым пошел.
    А.Я. – Я читал, что по немецким сильно бронированным танкам НС-37 были неэффективны из-за плохой точности стрельбы…
    М.Р. – (перебивая) Кто это тебе такое сказал? Чепуха! Чепуха. У любых танков, у немецких и у наших, броня сверху не такая сильная, как на боках и особенно на лбу. Поэтому сверху танк больше всего уязвим. Самолет Ил-2 бьет с пикирования, и он пробивал эту броню.
    А.Я. – А попасть трудно было?
    М.Р. – Ну цель-то маленькая, но попадали. Я же тебе говорил, видно, куда снаряды летели и попадали.
    А.Я. – Самолет при отдаче тормозил, зависал?
    М.Р. – Отдача больше была, чем у РСов, это да. Ну, если даешь большую очередь, штук 10 сразу, такую длинную очередь, то отдача очень сильная, и самолет зависать начинает, тормозится отдачей и начинает терять скорость. Но это не значит, что он падает. Просто он теряет скорость на пикировании. Но на пикировании Ил-2 разгонялся, зачем ему большая скорость? Наоборот, ему надо уменьшить скорость, чтоб дольше висеть, чтоб дольше расстреливать, это было выгодно даже. Нет-нет, это ты не слушай никого. Это была отлич-ч-чная пушка. Но поскольку они очень тяжелые, за счет этого меньше получалась бомбовая нагрузка. А если легкие пушки Волкова-Ярцева, 23-мм, они легкие, можно было бы больше бомб брать.
    А.Я. – Обычно максимально сколько загружали?
    М.Р. – 500 кг.
    А.Я. – Норму не превышали?
    М.Р. – Нет.
    А.Я. – Какие варианты загрузки бомб были?
    М.Р. – По разному. В зависимости от цели. Если на танки летели, загружали ПТАБы. Не надо рассказывать, что такое ПТАБы? 4 ящика, 4 люка, в каждый люк по 94 штуки. Вот и считай, сколько получалось. И они сбрасывались, автоматическим бомбосбрасывателем открывались люки так, чтобы с высоты 400 метров образовывался прямоугольник, который перекрывал ВСЕ, что, находилось там, в этом прямоугольнике. Сейчас это называют «ковровое» бомбометание. ПТАБы были очень эффективны. Если там танки были – все, уже никто оттуда не уйдет. Вот так. Если лететь на переправу, или на артбатарею, или на станцию железнодорожную, – то фугасные бомбы подвешивались. Фугасные - две по 250 или сотки четыре штуки. Или 15 кг, в люки загружали. Или, допустим, подвешивают две по 100 и в люки загружают осколочные – по пехоте. По разному. Это планировалось штабом. Штаб давал инженерному составу, техникам – какие самолеты какими бомбами загружать, какую группу куда посылать. Заранее планировалось. Все это работало как часовой механизм, все заранее было разработано – кто занимался разведкой, кто боеприпасами, кто питанием, кто – где летчикам отдыхать. Каждая служба делала свое дело, а в целом все это работало как часовой механизм – четко работа была поставлена. Не надо было ни на кого кричать, ни кому взыскания давать. Все отлажено было, очень и очень здорово. И в 44-м году, и в 45-м. Нам в этом отношении посчастливилось, что мы воевали в такой обстановке.
    А.Я. – В полку, дивизии не было корректировщиков Ил-2 КР?
    М.Р. – Нет, это был специальный … не в дивизии даже,… а это при воздушной армии был специальный разведывательно-корректировочный полк. Они и занимались этим делом. Там были Пешки, не Ил-2, а Пе-2 – корректировщики. Они и летали, разведку делали ближних тылов… А прифронтовую разведку вели Илы, мы вели. Каждый день. В каждом боевом вылете мы обязаны были сообщать – какая погода и что видел за линией фронта, какой противник, где и что он делал, в каком направлении шел, сколько было их.
    А.Я. – С немецкими бомбардировщиками не встречались?
    М.Р. – Нет, мы только с истребителями встречались. Фокке-Вульф 190 и Мессершмитт 109.
    А.Я. – В Вашей книге описан эпизод, когда вас атаковали немцы, которых было в два раза больше, чем наших истребителей прикрытия.
    М.Р. – 16 их было, Фокке-Вульф 190. И мы вели бой. Я вел группу и Гриша Левин, он командиром 2-й эскадрильи был. В этом бою погибло два воздушных стрелка – Соловей и Казанцев. Одному попало – череп снесло пулеметной очередью, а второму в сердце прямо снаряд попал. Грудную клетку, сердце разорвало. Я первый раз увидел большую кровь в кабине самолета… Нас прикрывало 6 или 8 самолетов. Они завязали с ними бой, клубок образовался, как пчелы, и стрельба. А часть самолетов оторвалась от этого клубка, и к нам заходили, и нас атаковали. А мы тогда встали в круг и оттягивались на совою территорию. Все-таки как мы не защищались – потери были. Неминущему снаряд попал, пробил заднее стекло, и осколок пробил ему кожу на голове, но череп не пробил, поэтому он прилетел домой…
    А.Я. – Дубликаты Золотых Звезд делали?
    М.Р. – Делали, но только тогда, когда не стало Советского Союза.
    А.Я. – Летали с наградами или оставляли их?
    М.Р. – Летали с орденами, но без партийного билета. Партбилет в сейфе оставляли. У Кукильштейна – майор, парторг полка. А Рысаков – заместитель по политчасти, он летчик был, летающий. А Кукильштейн – не летающий.
    А.Я. – А комполка часто летал?
    М.Р. – Нет. Он выбирал по своему усмотрению, когда ему лететь. Обычно в очень горячие случаи он не летал, а когда было поспокойнее… И командир дивизии Котельников тоже летал. В частности со мной летал, в моей группе один раз летал.
    А.Я. – Отец рассказывал, что ему дед говорил, что комполка Сериков пользовался огромным уважением, исключительных качеств был человек.
    М.Р. – Он был очень демократичным и человечным. Как отец был родной. А человек был какой! Вот нам повезло, что командиром у нас был Сериков. Никогда тона не повышал, не кричал ни на кого никогда. Не упрекал никогда. Приказы отдавал ровным спокойным голосом. У него было чувство… отеческой заботы … о летчиках, о людях. Подбили летчика – у летчика стресс, он обязательно учитывает это, даст возможность летчику на несколько дней отдохнуть, иногда неделю не включает в полеты, пусть он успокоится. Нас вот – деда твоего сбили, и меня сбили, и Петю Абраменко (показывает фотографию, где они втроем в госпитале в Трускавце) – видел у него глаз-то?



    ТОЛЬКО В ПОЛЁТЕ ЖИВУТ САМОЛЁТЫ
     
    RUS_CAMAPAДата: Четверг, 10.09.2009, 08:49 | Сообщение # 4
    Сержант
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 28
    Репутация: 2
    Статус: Offline
    А.Я. – Протез.
    М.Р. – Да… Он стрелял себе в висок из пистолета. Спустился на парашюте прямо к немцам во время штурмовки на Поморжанах во время Львовской операции. Мы по ним били, заходили с тыла и били. В этот момент ему попали в крыло, крыло отвалилось, он выпрыгнул и прямо к немцам. У меня это описано, читал, может? Он, что было у него, расстрелял все, немцы к нему ползком ползли, они хотели его в плен живым взять, а он отстреливался. Осталось у него одна или две там, он приложил пистолет к виску и выстрелил. Он вверх полетел, – как он потом рассказывал, – такое ощущение у него было, а потом все кончилось. Потерял сознание. Пуля вошла - как у Кутузова - здесь и вылетела с другой стороны (показывает) и перебила связки глаза. Его подобрали и бросили в сарай на солому. Пока немцы там были, они приходили, проверяли – жив еще или нет. Потом наши вошли, кабель вели, положили его на телегу – и в медсанбат. Там оказали первую помощь – и в госпиталь в Тернополь. В Тернополе его на Дуглас – и в Москву, в глазную больницу. В глазной больнице месяц он лежал, ему протез сделали. Этот протез у него выпадал. Мы его похоронили, все уже и выпили, и все – считали, что он погиб. Потом через … это было 21 июля его сбили, … а в санатории мы были в октябре. Значит, в первых числах октября он прибыл к нам в полк в Перемышль. И мы все обрадовались, – Петя воскрес! (радостно смеется). Мы его адъютантом сделали. Я еще был во 2-й эскадрильи заместителем, адъютантом 2-й эскадрильи и сделали. Поскольку он летчик был второй эскадрильи... Перелетать... 6-го ноября накануне Октябрьской революции – перелетать на другой аэродром, из Перемышля в Стрый. Лежали в землянке, ждали вылета, а он покраснел весь. «Петя, что с тобой?» - «Не знаю. Что-то у меня горит все». Вызвали медика, температуру померили – 40 с лишним. В полку скорая помощь своя - тут же его в госпиталь в Перемышль. Ну а мы по самолетам и улетели в Стрый. А он на другой день в госпитале скончался. Столбняк. У него выпадал протез, он его с пола поднимет, платочком протрет, и вставит в глаз. Занес себе столбняк - все… Два раза умирал человек… Вот такие дела…
    А.Я. – В полку машины модифицировали?
    М.Р. – Нет, у нас таких опытов не проводилось.
    А.Я. – Фото контроль.
    М.Р. – У ведущего группы был фотоаппарат, вперед смотрел, снимал куда снаряды и РСы попадают.
    А.Я. – Только у ведущего был фотоаппарат?
    М.Р. – И у заднего, замыкающего. Обязательно. Сзади – чтобы на выходе из пикирования фотографировать, куда бомбы попали.
    А.Я. – Прикрытие давали часто?
    М.Р. – Всегда почти. Хоть немножко - 2 самолета, 4 самолета, но обязательно.
    А.Я. – Потери летчики/стрелки. Кто чаще гиб?
    М.Р. – Стрелки. К этому стремится истребитель противника – стрелка убить в первую очередь, и стрелок менее защищен.
    А.Я. – Какие самые трудные цели для Вас были?
    М.Р. – Самые трудные цели, где и людских потерь больше было – это по аэродромам. Из всех аэродромов самый кровопролитный был аэродром Сеща. Это был очень тяжелый орешек, и потери были страшно большие. И самолеты тогда в полку были одноместные. Однажды у них вылет в полку был такой, когда весь обратный путь до аэродрома базирования был усеян сбитыми нашими самолетами. Истребители преследовали и сбивали, хотя удирали на бреющем полете…
    А.Я. – Рациями пользовались?
    М.Р. – Да! Рации работали очень хорошо.
    А.Я. – На всех самолетах рации были?
    М.Р. – У ведущего группы - рация на прием и на передачу, а у рядовых летчиков – только на прием.
    А.Я. – С земли координировали «работу»?
    М.Р. – А как же. При подлете к линии фронта связывались с авиационным пунктом управления. Там обычно сидел старший офицер дивизии, он направлял на цель. Ему докладываешь – «Иду «работать» на такую-то цель». А непосредственно на линии фронта – авиа наводчик, тоже офицер из дивизии, который, как правило, находился на КП командира дивизии, корпуса или армии (пехотной я имею в виду). Кстати – у авиа наводчика для радиостанции нужно электричество. Для этого там был «солдат-мотор» – динамка с ножным приводом, там сидел солдат и крутил ногами эту динамку (смеется). Авиа наводчик связывался с командиром группы и наводил на цель. Он же давал разрешение уходить от цели. И благодарности они объявляли – «Хозяин объявляет благодарность».
    А.Я. – Переднюю линию фронта обозначали?
    М.Р. – Нет. Только тогда во время Львовской операции (А.Я. – смотри повесть). И так видно, где линия.
    А.Я. – По своим не боялись попасть?
    М.Р. – Мы работали, я тебе скажу, 150-200 метров от своих солдат. Это ювелирная работа. При такой работе без радионаведения – штурмовка исключена. Если не связался с наводчиком – предписывалось обязательно уйти на 10-15 км в тыл противника, там найти цель и отбомбиться. Т.е. по их резервам.
    А.Я. – А как максимально глубоко полк «работал» по немцам?
    М.Р. – Штурмовики работали до 15-20 км по ближним тылам. По ж/д станциям, переправам, тяжелой артиллерии. Но предварительно все разведывается, фотографируется, изменения наносятся на карты. Я же говорю – все работало как часовой механизм. Безукоризненно. И штабы, и снабженцы, и летчики. Летчики ничем другим не занимались – только полеты, изучение целей и отдых. И кормили летчиков хорошо, чтобы голова не кружилась. Пятая норма у летчиков была – генеральская. Все слаженно было, поэтому были успехи.
    А.Я. – Для подавления зенитных расчетов специальные группы выделяли?
    М.Р. – Нет, не выделялись. Для подавления зенитки обычно замыкающий шел. Если, скажем, восьмерка идет или шестерка, последняя пара видит, откуда стреляют и подавляет эти зенитки. Но ведь главная задача у нас – цель поразить. Можно за зенитками охотиться, а задание будет не выполнено.
    А.Я. – На капоте метки для бомбометания были, как ими пользовались?
    М.Р. – Для бомбометания? Нет, не было таких меток.
    А.Я. – А как же тогда целились?
    М.Р. – На бронестекле козырька кабины был нарисован прицел, круги и перекрестия. Этим прицелом пользовались и по интуиции. Предварительно теорию изучали, как летит бомба, ее траектория.
    А.Я. – Последовательность применения оружия.
    М.Р. – Перво-наперво РСы, потом идут снаряды, потом идет обстрел из пулемета. За это время мы с высоты 1200 достигали высоты 500 метров. Начинаю выводить самолет из пикирования, и на выводе из планирования нажимаю кнопку бомбосбрасывателя. При этом бомбы обязательно должны попасть в цель.
    А.Я. – А мушки на капоте не было?
    М.Р. – Я что-то не помню. На бронестекле был кружок с перекрестием. Для стрельбы.
    А.Я. – Немцы пленные в полк хоть раз попадали?
    М.Р. – Нет, я за всю войну не видел ни одного живого немца. В этом отношении летчики ни как пехотинцы или танкисты и другие наземники, они бомбят и стреляют, а крови не видят. Они не знают, что это такое. Они даже не знают, сколько человек они убили, сколько ранили. Бомбы полетели, а сколько там людей было, неизвестно. Людей-то не видно, потому что они обязательно прятались там – в щели и окопы.
    А.Я. – (вопрос навеян воспоминаниями о «тараканах») – Немцы из окопов не разбегались?
    М.Р. – Никуда они не разбегались. Они там стараются, наоборот, к стенке прижаться.
    А.Я. – Обстрел с земли из стрелкового оружия?
    М.Р. – Сколько угодно. Из пулеметов, автоматов. Пули о броню ударяются, как горох и отлетают.
    А.Я. – Как считаете - бронирование эффективное было?
    М.Р. – Да, от пуль и осколков – очень эффективно. А от бронебойных снарядов – неэффективно. Бронебойный снаряд пробивал, а осколочный – нет.
    Давай еще спрашивай, что тебя интересует, пока мы живы. Вот тут еще описано (показывая на распечатанную рукопись «224-ая штурмовая. История авиационной дивизии») как шли бои.

    А.Я. – Танки по самолетам стреляли?
    М.Р. – В одном вылете мы ударили по ним, вся дорога забита, мы вперед вышли на бреющем, а дальше холм, танк как врезал мне вдогонку, на счастье снаряд пролетел под самолетом и разорвался впереди самолета, поднял столб глины, форточка была открыта, и вот такой кусок глины попал в меня (смеется). Вот какие случаи бывают…
    А.Я. – Сколько максимально приходилось летать за день?
    М.Р. – Максимум – три раза. Время же нужно. Сам полет продолжается не больше полутора часов, самое большое – час пятьдесят. Дальше – надо снова зарядить, осмотреть, заправить, получить боевое задание, на карту нанести, внести поправки, покушать. Больше трех раз не получалось.
    А.Я. – Как и где квартировались?
    М.Р. - Во время войны мы, как правило, на аэродроме никогда не жили. Только вот в Кракове – в хорошем доме, койки железные там были. А так летный состав в каком-нибудь населенном пункте, километрах в пяти-восьми от аэродрома размещался. Обычно это был клуб или школа, общественное здание, там нары делали и летчиков содержали. А добирались всегда на грузовых машинах. В кузов сели – и поехали.
    А.Я. – Как узнали о Победе?
    М.Р. – Ночью 8-го мая была такая стрельба – из всех видов оружия, из пулеметов, из пистолетов. Мы подумали, что на нас напали. Мы стояли в это время на аэродроме Гералтовице, километров 5 от города Глейвиц. Это была территория Германии, а потом она перешла Польше. Мы там жили километрах в 8-ми – 10-ти от аэродрома, в общежитии.
    А.Я. – Под бомбежки попадали?
    М.Р. – Один раз, в Ольховцах, перед Львовской операцией нас бомбили. Прилетел ночью, сбросил САБ, как днем светло стало. Хорошо самолеты стояли в капонирах. Не попал.
    А.Я. – Численный состав полка.
    М.Р. – Всего в эскадрильи 12 самолетов, в воздух их поднимали 80 человек. Полк - 45 самолетов, 400 человек. Три эскадрильи плюс звено управления – командир полка, заместитель командира по летной подготовке, заместитель командира по политической части, заместитель по штурманской подготовке, помощник по военно-стрелковой подготовке, заместитель по технической части (инженер полка), начальник штаба полка и др.
    А.Я. – За что награждали?
    М.Р. – Значит, нормы такие были – за 11 вылетов – Красная Звезда. Следующими надо было сделать 21-25 вылетов–орден Боевого Красного Знамени. Следующие 25 – еще Красное Знамя. Следующие 25-30 – опять Красное Знамя. Дальше, официально за 80 успешных и героизм представляли к званию Героя Советского Союза, но в наше время, в 44-м и 45-м, за 80 вылетов Героя никому не давали, нужно было не меньше ста сделать. Вот меня представили 7-го апреля за 110 успешных боевых вылетов. Наградной лист сначала в полку подписывается, потом в дивизии, потом в корпусе, потом решает Военный Совет армии, потом в Военный Совет фронта, после фронта идет в ЦК партии в Москву, потом идет в Президиум Верховного Совета. Видишь, какое время требуется, чтобы всю эту лестницу пройти.



    ТОЛЬКО В ПОЛЁТЕ ЖИВУТ САМОЛЁТЫ
     
    бедуинДата: Понедельник, 02.11.2009, 11:05 | Сообщение # 5
    Рядовой
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 13
    Репутация: 1
    Статус: Offline
    http://www.richard-seaman.com/Aircraf....hlights

     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: